Что ждет Украину, если "Северный поток – 2" все же построят
"Северному потоку — 2" все же быть. В понедельник президент РФ Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель договорились о его строительстве. Днем позже на встрече с президентом Петром Порошенко Меркель призналась: тут нужно учитывать и "политические факторы".
"Не может такого быть, чтобы из-за "Северного потока — 2" Украина практически не будет иметь никакого значения как транзитная страна природного газа", — подчеркнула она.
Заявления канцлера в "Нафтогазе" назвали "хорошей" новостью.
"Северный поток — 2" перестают называть чисто коммерческим делом. Он стремительно теряет кудряшки ягненка, из-под которых проступает его настоящая сущность: геополитическое оружие Кремля, направленное против Европы", — отметили в компании.
Политолог Тарас Березовец предупреждает: доверять "ритуальным словам" Меркель не стоит: "Ожидать от Меркель отказа от "СП-2" с учетом участия в контракте трех немецких компаний — наивно. Она в любом случае будет отстаивать интересы немецкого бизнеса".
Что ждет страну, если "СП-2" все же построят.
Эхо: чего ожидать Украине
Директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский говорит, что после запуска "Северного потока — 2" украинская ГТС будет работать, но не в полном объеме.
"Она будет использоваться на 10—15% (от 15 до 30 млрд кубометров в год). В таких условиях она принесет более $2 млрд убытков в год и с ней нужно будет что-то делать. Вариантов два: консервировать с перспективой, что потребление газа будет расти и она будет востребована в будущем, либо, как предлагал еще Николай Азаров, — порезать на металл. Вопрос — как быть с газоснабжением потребителей в стране. Если консервировать часть ГТС, нужно думать, как доставлять газ до живущих на законсервированных маршрутах украинцев", — говорит он.
Энергоэксперт Геннадий Рябцев считает, что Украину ждут негативные изменения, если мы не докажем европотребителям преимущества нашей ГТС.
"И "Северный поток — 2", и "Турецкий поток" (во всяком случае до Турции) будут построены. Но когда говорится, что строительство "СП-2" угрожает энергобезопасности Европы, — это неправильный подход. Европа заинтересована в большем количестве маршрутов и источников поставок углеводородов на свою территорию. Есть же, например, алжирский проект в Средиземном море, который очень интересен странам Южной Европы. Есть трубопроводы, соединяющие Северное море с континентом. И нам следует не призывать к запрету строительства трубопроводов, а показывать: если Европа будет транспортировать российские энергоресурсы через Украину — это одна цифра, через "Северный поток — 2" — совсем другая. И демонстрировать выгоду, которую будут получать европейцы, транспортируя газ через Украину", — резюмирует Рябцев.
Трубы: история вопроса
Обвинять Россию в том, что она использует свой энергосектор для политического шантажа, начали еще во время строительства первого "Северного потока", которое завершилось в 2011 году. Международное сообщество обвинило власти РФ в
попытке шантажа традиционных транзитеров (Украины, Беларуси, Чехии, Словакии и Польши). В 2005 году трубопровод подвергся жесткой критике и со стороны эстонских властей, к которым присоединились парламенты Литвы, Латвии и Польши. Они потребовали от России и Германии учесть их экологические и экономические интересы.
Похожая судьба настигла и вторую очередь "Северного потока". Среди стран-противниц новой ветки — Румыния, Венгрия, США, Польша и Украина. По словам президента Порошенко, "СП-2" — это "инструмент российской энергетической агрессии не только против Украины, но и против всего ЕС". При этом Порошенко предложил Германии альтернативу "Северному потоку – 2".
Недовольство постройкой трубопровода в начале апреля высказывал и президент США Дональд Трамп. На сегодняшний день разрешение на постройку уже выдали Германия и Финляндия, а в ближайшие месяцы этот вопрос рассмотрят правительства Швеции и Дании. Запустить мощности новой нитки трубопровода Россия планирует в 2019 году.
В декабре 2014 года Путин пожаловался, что ЕС критикует строительство "Южного потока", и отказался от него. В январе 2015 года глава правления "Газпрома" Алексей Миллер в Анкаре заявил, что РФ будет строить "Турецкий поток" на базе "Южного". Спустя несколько месяцев, после крушения российского Су-24 над Турцией в ноябре 2015-го, в РФ заявили о прекращении работы над новым трубопроводом. Но спустя год "Газпром" и российское руководство вернулось к идее "Турецкого потока". Запустить его планируют уже к концу этого года.