Шпионские сети Кремля: как Россия "вербует" итальянских и французских политиков
Крайне правые партии Италии и Франции объединяют усилия, чтобы, по их словам, победить на выборах в Европарламент. Речь идет о правящей "Лиге" вице-премьера Маттео Сальвини и ультраправом "Национальном собрании" Марин Ле Пен. В том, что они симпатики Кремля, сомнений нет. К тому же, буквально пару недель назад в Брюсселе объявил о начале работы своего политико-аналитического центра The Movement ("Движение"), в качестве альтернативы фонду Сороса, бывший главный советник Трампа по вопросам политической стратегии Стив Бэннон. Причем, по его словам, The Movement уже объединило усилия с итальянской "Лигой" и ждет ответа от Будапешта и Варшавы.
Список друзей Путина
После внеочередных парламентских выборов в Италии прошло больше чем полгода, но их результаты продолжают будоражить всю Европу. Придя к власти правительство Джузеппе Конте, а, по сути, Маттео Сальвини, потому что он перебрал на себя всю полноту власти в стране, тут же объявило своей главной целью добиться нормализации отношений с Россией. Сальвини не просто фоткался на Красной площади в Москве в футболке с изображением Путина. Пункт об отмене санкций против России записали в правительственной программе.
Маттео Сальвини – лидер антимигрантской "Лиги" (до 2018 года "Лига Севера"). Партия победила на выборах в рядах коалиции правоцентристских партий "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони, "Братьев Италии" и "Мы с Италией" с 37% голосов. Но коалицию сформировали "Лига" и, по сути, победитель выборов, популистское и евроскептичное "Движение 5 звезд" (партия в одиночку набрала 30%) Луиджи Ди Майо – нынешнего вице-премьера и министра экономического развития. Правда, повторимся, что роль первой скрипки в Италии играет именно Маттео Сальвини. Благодаря ему личный рейтинг "Лиги" за каких-то шесть последних месяцев возрос вдвое, приблизившись к 34%. "Лига" обогнала еще некогда фаворита парламентской гонки "Движение 5 звезд" – у них сейчас 29,9%.
Придя к власти, своей главной фишкой Сальвини сделал борьбу с мигрантами – в них, по его мнению, корень всех проблем итальянцев. Ну а в "засилье" мигрантов (хотя Италия далеко не первая в ЕС по количеству принятых беженцев) виноват, конечно же, Брюссель. Как и в рухнувшем в Генуе мосту, ведь в трагедии Маттео Сальвини фактически обвинил Евросоюз, который недостаточно выделял Риму на инфраструктуру. Главный же внешнеполитический вектор Италии теперь постоянно направлен на Москву. Причем одно скандальное заявление с российским шлейфом сменяет другое.
Об отмене санкций новые итальянские власти не забыли. Напротив, они будут поднимать этот вопрос на саммите ЕС в Брюсселе 18-19 октября. Но куда более серьезные заявления с уст Сальвини в адрес Украины посыпались в августе, когда в одном из интервью он назвал Революцию Достоинства "фальшивкой", а аннексию Крыма – "законной". Недавно Петр Порошенко ответил ему: "Я бы хотел свозить Сальвини на Донбасс, чтобы показать ему школы и рынки после российских бомбардировок, погибших детей, а также детей-сирот, военных вдов и разрушенные города, и я уверен, что тогда он бы понял, насколько нужны санкции против Москвы".
На самом деле, как пишет в своем блоге замдиректор Центра "Нова Європа" Екатерина Зарембо, Италия традиционно один из "самых легких" партнеров для России среди государств-членов ЕС. Еще вначале 20 века Италия и еще царская Россия подписали Ракконджианское соглашение, чтобы предупредить однополярное доминирование в Европе. Во время Второй мировой войны Сталин и Муссолини договорились о признании взаимных сфер влияния: для Италии – Средиземноморье, для СССР – Центрально-Восточная Европа. В поствоенный период итальянская Компартия, крупнейшая в Европе, имела с СССР плотные связи и способствовала развитию в Италии антиамериканизма.
Так что Москва, можно сказать, давно пустила корни и хорошо укрепилась в итальянской политике. К примеру, еще до прихода к власти в марте 2017-го "Лига" и "Единая Россия" официально подписали политическое соглашение о сотрудничестве, что подтвердил сам Маттео Сальвини. Причем, по словам одного из украинских дипломатов, он этим сильно гордится. "Знаете, у меня иногда складывается впечатление, что он хочет занять место Берлускони (бывший премьер Италии Сильвио Берлускони – Авт.) и стать лучшим другом Путина", – сказал один из украинских дипломатов.
Хотя еще при прошлой власти, когда у руля в Италии была "Демократическая партия", в Турине открылось так называемое "представительство ДНР. Об этом стало известно в декабре 2016 года, а за несколько месяцев до этого незаконно в ЛНР приезжал Маурицио Марроне, за что оказался в базе "Миротворец". Тогда он был депутатом регионального совета Пьемонт, а сейчас открыто возглавляет "представительский центр ДНР в Турине".
Уже при новой власти Сальвини-Ди Майо незаконных визитов итальянских политиков в ДНР/ЛНР мы пока не наблюдали, но пару месяцев назад открылось еще одно "представительство", теперь уже ЛНР в Мессине. Посол Украины в Италии Евгений Перелыгин объяснял, что на самом деле это не "представительства", а обычные общественные ассоциации. И если они не нарушают итальянских и международных законов, официальных поводов их закрыть нет.
"Таким образом, в городе Турин, а теперь и в Мессине (там три гражданина, здесь – два) организовали инициативную группу, создали ассоциацию и выбрали название, которое не подпадает под законодательный запрет. В Италии были ассоциации с различными названиями, в том числе довольно экзотическими относительно будущей комьюнити Марса или "колонии на Луне", или в поддержку несуществующей "республики Падании". Но, конечно, если бы международным сообществом так называемые ЛНР /ДНР были признаны террористическими организациями со всеми международно-правовыми последствиями, создание такого рода ассоциаций было бы невозможным в любой демократической стране", – объяснял Евгений Перелыгин.
Подлил масла в огонь и громкий скандал с итальянской организацией, которая занималась вербовкой наемников для войны на стороне пророссийских боевиков в ДНР/ЛНР. По данным газеты La Repubblica, итальянские карабинеры арестовали трех человек: итальянца, албанца и молдаванина. Остальных объявили в международный розыск. По данным правоохранительных органов Генуи, наемников вербовали лишь за 300-400 евро в месяц, поэтому, по словам итальянских журналистов, основным стимулом ехать на войну на стороне ДНР/ЛНР были идеологические убеждения.
Именно поэтому, учитывая симпатию Рима к Москве, по словам Екатерины Зарембо нужно делать промоцию Украины в Италии без демонизации России.
"Дискурс о том, что Украина – защитник европейских границ, а Россия – враг, в Италии не работает, а, наоборот, уменьшает доверие собеседника и подтверждает его/ее убеждение в предвзятости украинской точки зрения. Тогда как с Россией в Италии сложились давние партнерские отношения, Украина в глазах итальянских собеседников часто имеет мизерный авторитет и вес. Поэтому Украина должна в первую очередь делать акцент на ознакомлении собеседников с собой и своими преимуществами", – подчеркивает Екатерина Зарембо.
Франция – дело тонкое
Не менее важной для Москвы страной Евросоюза была и остается Франция. Хотя на сегодняшний день официальные Париж и Рим, мягко говоря, не в лучших отношениях. И последние заявления министра по европейским делам Франции это подтверждают. Комментируя политику Италии по мигрантам Натали Луазо заявила: "Господин Сальвини сегодня, как Понтий Пилат. Это неприлично"
Что же касается Украины, к счастью, во Франции не разоблачали организации, которые вербовали наемников для войны на стороне ДНР/ЛНР. Но в 2016-2016 гг французские политики незаконно ездили в оккупированный Россией Крым. Эти "туры выходного дня", по словам посла Украины во Франции Олега Шамшура, организовывал Тьерри Мариани – откровенный лоббист российских интересов, бывший министр транспорта и депутат.
"Симптоматично, что и он, и все остальные участники этих "туров" не были избраны в новый состав парламента ни в Национальном Собрании, ни в Сенате. Вообще ситуация в Нацсобрании существенно изменилась. Самая большая из палат парламента обновилась на 70%: туда пришло много людей, которые хорошо понимают природу событий в Крыму и на Донбассе, осуждают российскую агрессию против Украины. То есть сейчас депутатов, которые бы взяли на себя инициативу организации подобных поездок я не вижу", – говорил Олег Шамшур.
Но во Франции по-прежнему есть Марин Ле Пен, которая между первым и вторым туром президентских выборов в 2017 году ездила к Владимиру Путину в Москву. Сейчас ее партия "Национальный союз" (до недавнего – "Народный фронт"), которая также подписала официальное политическое соглашение о сотрудничестве с "Единой Россией" не на пике своей популярности.
К тому же, как и в Италии, закон об ассоциациях еще 1901 года позволил российским "агентам", воспользовались лазейкой, создать ассоциацию, которую назвали "представительство ДНР в Марселе. Олег Шамшур очень благоприятно оценивал шансы на закрытие этой ассоциации через суд. Но французская Фемида решила иначе: "представительство" продолжает работать, ну а мы подали апелляцию.
Во Франции Россия действует, применяя также политику так называемой мягкой силы. Не зря же Эммануэль Макрон с мощной делегацией французских бизнесменов ездил на экономический форум в Санкт-Петербург. Но, как объясняют это сами французские политики, это их фишка во все времена говорить со всеми, даже с самыми жуткими диктаторами. "Это специфика Франции, поддерживать диалог со всеми. Я не говорю, что Путин жуткий диктатор. Каким бы ни был уровень политика в другой стране, мы поддерживаем диалог. Мы не прерываем отношения с какой бы то ни было страной, в том числе, и с Россией. Франция заинтересована в развитии отношений между гражданами Франции и России, и экономика сюда входит", – говорила глава межпарламентской группы дружбы с Украиной Валерия Фор-Мунтян.