Крушительная внешнеполитическая теория Трампа не сработает, - The Economist
Представьте: на следующей неделе в Сингапуре президент Дональд Трамп и диктатор Ким Чен Ын начнут свою встречу с намерением избавить Корейский полуостров от ядерного оружия. Через несколько дней после того США и Китай сделают шаг назад от торговой войны, обещая решить свои разногласия. Летом из-за боли от санкций улицы Тегерана вновь наполнятся демонстрантами, которые будут оказывать сопротивление иранскому режиму. Такие достижения были бы впечатляющими для любого президента США. А в случае человека, который прославился нарушениями внешнеполитических табу, они вообще были бы чрезвычайными. Но произойдут ли на самом деле все эти изменения? Учитывая то, как Трамп пытается ударить тараном по союзникам и глобальным институтам, каким будет баланс потерь и выгод для Америки и всего мира? Об этом пишет The Economist.
Интересно, как нарциссизм Трампа и его недостаток детального понимания могут вообще трансформировать то, как США отстаивают перемены к лучшему. Его импульсы имеют значение лишь потому, что он предлагает новый подход к старым проблемам. Как и президент Барак Обама, Трамп унаследовал страну, уставшую от роли мирового полицейского, напуганную джихадизмом и государствами-изгоями, такими как Иран, а также встревоженную ростом вызовов со стороны Китая. Изнурительные войны в Афганистане и Ираке, финансовый кризис 2008-го только усугубили ощущение, что система институтов, соглашений, союзов и классических либеральных ценностей, которые были сформированы после 1945 года, больше не приносят пользу простым американцам.
Решением Обамы было созвать единомышленников из демократических стран, чтобы вместе восстановить и укрепить этот порядок в мире. Так появилась ядерная сделка с Ираном, разработанная совместно с Европой, Россией и Китаем, которая заставила Тегеран начать движение в сторону Соглашения о нераспространении ядерного оружия. Так появилось Транстихоокеанское партнерство, которое должно было объединить союзников Америки в Азии с помощью новых торговых правил, чтобы в будущем умерить амбиции Китая.
Трамп идет другим путем. Он устроил авиаудар по Сирии после того, как ее диктатор снова применил химическое оружие. И благодаря этому он выглядел лучше, чем Обама, который не решался на такие шаги. Трамп относится ко всем отношениям как к набору конкурентных транзакций. Когда Америка принимает участие в дипломатических обсуждениях со своими союзниками, нынешний американский президент убежден, что это переговоры "с одной рукой завязанной за спиной".
Если любая страна может запугивать мир, то и США могут. Военная, дипломатическая, научная, культурная и экономическая силы до сих пор несравнимы. Очевидно, такими силами принято пользоваться. Именно поэтому каждый президент включительно с Обамой вели себя в своеобразный способ за рубежом, даже если это поведение включало угрозы, запугивания, а иногда и обман. Но трудно представить другого президента, который бы был таким же хулиганом, как Трамп. Ни один современный президент не относился к партнерам Америки так небрежно и не пренебрегал так идеей лидерства через альянсы. Никто так открыто не применял силу во имя глобального блага.
В краткосрочной перспективе цели Трампа могут достичь успеха. Иранские политики непредсказуемы, а их экономика слабая. Ким Чен Ын, вероятно, хочет достичь определенной сделки, но не полного разоружения. В торговле Китай, вероятно, отдаст предпочтение приспособлению к конфронтации.
Но в долгосрочной перспективе его подходы не сработают. Трамп начал с фальшивых обещаний. Он ошибается, когда думает, что каждый победитель делает кого-то другого побежденным, а торговый дефицит это признак "плохого соглашения". Он ошибается, когда думает, что Америка теряет, когда берет на себя часть глобального лидерства и придерживается правил. Наоборот, правила помогают сдерживать агрессоров, формировать поведение стран, защищать американские интересы и создавать механизмы, которые помогают решать проблемы: от торговли до климатических изменений.
RAND потратила два года на оценку потерь и выгод для Америки от порядка, который установился после Второй мировой войны. Организация сделала выводы, которые Трамп пытается перечеркнуть. В них она указала, что нынешний порядок жизненно важен для безопасности США. Выходки американского президента были бы менее вредными, если бы они оставили мировой порядок невредимым. Но за четыре года анархия и враждебность распространятся. Торговая система будет не в состоянии добиваться соблюдения старых правил или формировать новые. За шаг до войны с Россией союзники США будут менее готовы выступить под американским лидерством. В Европе все больше голосов будут жаловаться на ущерб от санкций против России. В Азии страны могут устать от ненадежности Америки и перейти на орбиту Китая. Или же они начнут вооружаться, что ускорит дестабилизирующую гонку вооружений. Страны по всему миру смогут действовать безнаказанно. Эти изменения будет трудно развернуть. Рано или поздно Америка тоже понесет потери.