Итоги Мюнхенской конференции: почему украинский вопрос отошел на второй план
Ежегодная 54-я Мюнхенская конференция по безопасности, прошедшая в баварской столице с 16 по 18 февраля, прорывной и знаковой для Украины не стала. Анонсированные переговоры министров иностранных дел Нормандской четверки так и не состоялись: сначала их перенесли немцы, потом встречаться отказались русские. Правда, Павлу Климкину все же удалось переговорить с Сергеем Лавровым, но, опять-таки, безрезультатно. У Петра Порошенко в Мюнхене была своя программа: с десяток двусторонок, главные из которых – переговоры с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и польским премьером Матеушем Моравецким.
В остальном конференция была больше похожа на праздник "русской весны": кулуарами спокойно расхаживал подсанкционный Константин Косачев, дипломаты и топ-политики все меньше говорили об Украине, а все больше – об отмене санкций против России. Неофициально рассказывали, что "Северный поток-2" в обход украинской ГТС с вероятностью 90% таки достроят и США не помешают – им сейчас не до этого. Но, как правильно сказал американский дипломат на одной из закрытых дискуссионных панелей: "Before doing international we need to do national". Что дословно можно перевести как: "Прежде чем браться за международную политику, займитесь национальной". А у Украины здесь непочатый край работы – от реформ, до предстоящих президентских и парламентских выборов.
Лаврова преследуют "неонацисты"
Из-за продолжающейся уже который месяц коалициады в Германии, чуть ли не впервые в баварскую столицу не приехала канцлер Ангела Меркель.По этой же причине и Зигмар Габриэль жутко опоздал с приездом в Мюнхен. Именно из-за него сначала и отсрочили встречу министров иностранных дел Нормандской четверки.
"Габриэль был с визитом в одной из земель, знает, что под ним шатается кресло (после окончания формирования коалиционного правительства с высокой долей вероятности Габриэль потеряет пост главы МИДа – Авт.), – рассказывал на полях конференции один из украинских дипломатов. – Именно немцы изначально и попросили перенести встречу в Нормандском формате – Габриэль не успевал доехать к 6 вечера (16 февраля – Авт.) до Мюнхена"
А когда доехал, заявил, что антироссийские санкции можно и ослабить, если стороны договорятся о введении миротворцев на Донбасс. "Стопроцентная реализация Минских соглашений (которые и так были написаны не в пользу Украины – Авт.) является нереалистичной без смягчения санкций в отношении России", – заявил глава немецкого МИДа. Такое Габриэль заявляет уже не впервые и, как заверили на полях Мюнхенской конференции немецкие политики, не стоит воспринимать его слова всерьез: он знает, что ему нечего терять, ведь он скоро уйдет в отставку.
Но потом, как рассказали украинские дипломаты, от встречи в Нормандском формате отказались русские. "Мы и немцы предлагали им 11 вечера (в пятницу 16 февраля – Авт.). Для них это оказалось слишком поздно. Утром (17 февраля – Авт.) они не захотели – для них это было слишком рано", – поделился украинский дипломат.
Что самое интересное, "слишком рано" около 9 утра в кулуарах конференции мы встретили председателя комитета Совфеда по международным делам Константина Косачева. Он живо раздавал комментарии, пока не услышал вопрос о том, что Россия всячески препятствует вступлению Украины и Грузии в НАТО и ЕС. После этого Косачев сбежал со словами "я вас всех люблю", так и не ответив на вопрос, как обошел санкции, приехав в Мюнхен? Видимо так же, как приехал и на январское заседание ad hoc комитета в ПАСЕ – по специальному приглашению евросоюзовских чиновников.
Ну а Лавров, наверное, хорошо выспавшись, сразу пошел выступать: в субботу около полудня он "толкнул" речь с мюнхенской трибуны, снова заговорив о "антиконституционном государственном перевороте" и "разгуле неонацистов" в Украине. При этом большая часть его спича была посвящена Украине, которую "Евросоюз заставил выбирать между Западом и Россией". Такую политику Европы он назвал "игрой с нулевой суммой".
Украинский ланч среди "русской весны"
Складывалось впечатление, что это не 54-й Мюнхенская, а "российская" конференция по безопасности. Почти все и везде говорили о России, о необходимости выстраивания диалога с Москвой, как бы трудно это ни было. А украинский вопрос, война с Россией, где почти каждый день гибнут наши ребята, защищая и европейские границы тоже, казалось, отошли на второй план. Даже бывший посол США в России Майкл Макфол сказал в кулуарах конференции: "Кажется, как бы это ужасно не звучало, все привыкли к войне России против Украины".
Так же считает и один из украинских топ-чиновников, который приехал на конференцию, но не выступал. "А вы посмотрите, что было на выступлении Порошенко (в пятницу 16 февраля вечером – Авт.) – пустой зал. Украина уже никому неинтересна", – сказал топ-чиновник.
А вот бывший президент Польши Александр Квасьневский категорически не согласен с ними. "Здесь в Мюнхене обсуждается все: и Европа, и Америка, и Россия, и Ближний Восток…Я думаю, что позиция Украины была неплохая: был и президент Украины, и его спич во время заседания, и украинский ланч…", – сказал Квасьневский.
Уже традиционно на полях Мюнхенской конференции Фонд Виктора Пинчука организует украинский ланч, как и на Всемирном экономическом форуме в Давосе – завтрак. В этом году "покушать" к бизнесмену и поговорить об "Украине на передовой войны нового типа: уроки для Запада и перспективы для мира" пришли: Павел Климкин, министр иностранных дел Канады Христя Фриланд, спецпредставитель Госдепа по Украине Курт Волкер, 22-й министр обороны США Роберт Гейтс, бывший посол США в ООН Джон Болтон и бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (который должен был представить в Мюнхене отчет по миротворцам, но так этого и не сделал).
Было много приглашенных и украинских политиков: экс-глава Администрации президента Борис Ложкин, нардепы от БПП Мустафа Найем, Сергей Лещенко и Павел Ризаненко, от "Батькивщины" Алексей Рябчин и Алена Шкрум, от "Самопомочи" Виктория Войцицкая. Была даже лидер "Батьквщины" Юлия Тимошенко вместе с еще одним своим нардепом Григорием Немырей, который всегда сопровождает ее в заграничных поездках. Много было экспертов и главных редакторов украинских изданий. А те, кого в этом году не пригласили, писали о Мюнхенской конференции и украинском ланче на ее полях гневные посты в Facebook.
Самым ярким на украинском ланче, пожалуй, было выступление Христи Фриланд, которая очень спешила на самолет. Во-первых, она призвала никогда не забывать, как в 1994-м Украина в обмен на гарантии по Будапештскому меморандуму отказалась от ядерного оружия. Во-вторых, чтобы ни в Украине, ни в мире не привыкали к войне против России, которая длится уже четвертый год. Ну и в третьих, – реформы нужны самой Украине, а не злобным кредиторам и международным партнерам.
Наверное, выступление Христи Фриланд и осталось бы самым ярким, если бы неожиданно на ланч к Пинчуку не пришел Порошенко (в программе он не был заявлен). Он долго говорил о войне с Россией и миротворцах, но больше, конечно же, запомнился его упрек политическим оппонентам, мол, у них (намекая на Тимошенко – Авт.) уже было время при власти, чтобы показать результаты решительных реформ.
Как Нетаньяху копировал Порошенко
Утром третьего дня конференции по кулуарам Мюнхенской конференции расхаживала еще одна звезда российской пропаганды, сенатор Алексей Пушков. Увидев украинских журналистов он, в стиле Косачева, тут же убежал. Зато коллегам из DW рассказал, что "Киев хочет все сразу и прямо сейчас", комментируя вопрос миротворческой миссии ООН.
Правда, звездный час Пушкова длился недолго. Зайдя в зал премьер Израиля Беньямин Нетаньяху забрал все внимание на себя. Интересно, что в зале всем желающим даже места не хватило, поэтому известным дипломатам и политикам приходилось ютиться в кулуарах, толпясь вокруг больших телевизоров. Надежды зрителей Нетаньяху оправдал: с мюнхенской трибуны он показал обломок иранского беспилотника, сбитого 10 февраля, обращаясь к сидящему в зале главе МИДа Ирана Мохаммаду Зарифу: "Господин Зариф, вы узнаете его? Это ваше! Не испытывайте решимость Израиля".
Поступок Нетаньяху вызвал аплодисменты и смех одновременно, в хорошем смысле. Все ведь помнят, как в 2015-м во время выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе Петр Порошенко демонстрировал часть обстрелянного под Волновахой автобуса (в результате теракта под Волновахой погибли 12 мирных жителей, ранены были еще 17), а на Мюнхенской конференции в 2015-м – паспорта "заблудившихся" на Донбассе российских солдат. В этом году украинский президент привез в Мюнхен флаг Евросоюза с Авдеевки, но его фишка уже никого не удивила, как, собственно, и обломок иранского дрона.
Присутствующие хоть и подкалывали Нетаньяху, копирующего Порошенко, но понимали, что тучи над Ближним Востоком сгущаются. Премьер Израиля жестко критиковал Иран, с которым предыдущая американская Администрация заключила ядерную сделку в обмен на отмену санкций, а Трамп грозится выйти из нее, призывая мир не торговать с Ираном, особенно оружием, намекая на Россию. Плюс ядерная угроза со стороны КНДР, которая не знаешь, в какой момент может "выстрелить".
Закрывал конференцию итоговый ланч, на который пускали только по приглашениям. Как правильно заметил один из американских экспертов, сидевший рядом за столом: "Вы видите, ни слова о погибших в Сирии "вагнеровцах". На уточнение о том, что и в США как бы не особо эту тему комментируют, американский собеседник ответил: "Подождите, вы слышали, что сказал Мэттис (министр обороны США Джеймс Мэттис – Авт.)? Мы получили заверения от российской стороны, что их там не было…".
На закрытом итоговом ланче обсуждали в основном усиление влияния Китая, как угрозу другим сверхдержавам, "план Макрона по спасению Евросоюза" (предложения президента Франции Эммануэля Макрона по реформированию ЕС) и угрозы со стороны Каталонии. Но затронули и тему противостояния Вашингтона и Москвы. По словам директора Московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина, "это конфронтация похожа на "холодную войну", но несколько другую": во времена СССР ее символом была Берлинская стена и "железный занавес", а сейчас – соцсети. "Российские притязания на статус героя в мире несовместимы с американским представлением об американской роли и роли России, очень небольшой с точки зрения США в мировой системе. Для России чуть ли не самое главное – статус в системе. Американцы этот статус не готовы признать", – сказал Дмитрий Тренин.