Горячее лето Донбасса: стоит ли ждать эскалации и захвата Мариуполя
После окончания чемпионата мира по футболу, который проходил в России, начали активно курсировать слухи, что Украине стоит опасаться эскалации. Ко всему этому на прошлой неделе президент Петр Порошенко заявил об опасности захвата Мариуполя. Он напомнил о значительном усилении российской военной группировки в Азовском море, а также о продолжающихся остановках судов, следующих в морские торговые порты Мариуполя и Бердянска. Эксперты оценили вероятность новой военной эскалации со стороны России.
"Мариуполь в опасности"
Заявление об угрозе захвата Мариуполя Порошенко сделал 16 июля в Одессе, на брифинге, посвященном украинско-американским военно-морским учениям Sea Breeze 2018. По словам президента, россияне останавливают и допрашивают суда, следующие в морские порты Азова, причем это касается как украинских, так и иностранных судов.
"Мы видим, что это делается для того, чтобы заблокировать Украину на Азовском море. Осуществить эскалацию напряжения. Не исключено — провести военную атаку на Мариуполь, откуда осуществляется экспорт продукции черной металлургии Украины", — заявил глава государства.
Порошенко также заявил о значительном усилении военной группировки России в Азовском море. Позже, во время ТВ-выступления президент пояснил, что "в головах российских стратегов "русского мира" захват Мариуполя и пробитие сухопутного коридора в аннексированный Крым всегда оставалось приоритетом": "Разведка это постоянно подтверждала".
По словам главы государства, необходимые распоряжения для прекращения практики остановки судов уже отданы министру обороны, начальнику Генштаба, командующему ВМС.
Ситуация в Азовском море, о которой говорит Петр Порошенко, развивается уже больше двух месяцев. Напомним, еще в мае российские пограничники (в РФ они находятся в составе ФСБ) начали регулярно останавливать для досмотра иностранные и украинские торговые суда, следующие в морские порты Мариуполя и Бердянска, а также из этих портов. Многочасовые остановки наносят большой ущерб судовладельцам. Это может заставить контрагентов искать другие пути логистики, что нанесет экономический ущерб портам Мариуполя и Бердянска.
Учебные стрельбы
По словам командующего ВМС Украины Игоря Воронченко, в Азовском море зарегистрировано уже 116 задержаний судов. Россия периодически меняет тактику этих задержаний. Так, с 14 по 19 июля остановки осуществлялись не в открытом море, а на входе в Керченский пролив, где в середине мая РФ ввела в эксплуатацию мост, соединяющий оккупированный полуостров с материковой частью России.
"В предыдущие недели средняя продолжительность искусственных задержек составляла 21—23 часа, а с 14 по 17 июля — уже 59 часов", — сообщил руководитель проекта "Майдан иностранных дел" Андрей Клименко, который отслеживает ситуацию на Азовском море.
Однако не только регулярные задержания торговых судов заставляют опасаться атаки на Мариуполь — в последние два месяца Россия резко усилила свое военное присутствие на Азове. По информации СМИ, РФ перебросила на Азов, в том числе и для охраны Крымского моста, 18 кораблей с ракетным вооружением. Это увеличило военный перевес России на Азове, который и без того был серьезным.
По данным Украинского милитарного портала, наша страна располагает в Азовском море двумя кораблями, пятью катерами и 11 малыми быстроходными катерами. Все они относятся к Мариупольскому отряду Морской охраны Госпогранслужбы (кораблей украинских ВМС в Азовском море нет). В то же время, по подсчетам группы "Информационное сопротивление" (ИС), еще до усиления корабельно-катерная группировка ФСБ на Азове насчитывала до 16 пограничных сторожевых кораблей, семь из которых имели мощное артиллерийское вооружение, а также 36 быстроходных катеров с пулеметным вооружением.
Россияне не желают останавливаться. По информации Андрея Клименко, якобы для проведения артиллерийских стрельб РФ снова закрыла два района Азовского моря: один возле Ейска, с 19 по 22 июля, а другой — неподалеку от Бердянска, с 24 по 27 июля. Во второй половине мая этот же участок в районе Бердянска также закрывался под предлогом артиллерийских стрельб. Ни одного выстрела тогда не было сделано, но зато именно в тот период и начались активные задержания судов.
Будет ли наступление
По мнению ИС, возможная высадка российского десанта в районе Мариуполя может быть осуществлена параллельно с наступлением в зоне проведения Операции объединенных сил и на юге Донецкой области. Украинской армии было бы трудно отразить такой комбинированный удар. Назывались даже приблизительные сроки начала такого наступления — сразу после завершения чемпионата мира по футболу в России.
Предположения, что начало эскалации может быть приурочено к завершению масштабного спортивного события, носит, скорее, психологический характер, ведь именно после завершения Олимпиады в Сочи, в феврале 2014 года, Россия начала процесс аннексии Крыма. Однако ЧМ-2018 закончился еще 15 июля, а российского наступления нет. Чего же следует ждать?
По информации координатора группы "Информационное сопротивление" Константина Машовца, в конце июня — начале июля формирования боевиков к югу от Донецка начали проявлять активность, перебрасывая на приморский участок артиллерию и 120-мм минометы, а также маскируя на позициях бронетехнику. По мнению Машовца, командование боевиков в течение июня-июля провело "ряд мероприятий по усилению своей системы обороны на целом ряде участков именно южнее Донецка". В то же время эти действия нельзя считать подготовкой к большому наступлению.
"Перечисленные мероприятия, судя по мнению наших инсайдеров, носят исключительно оборонительный характер: одновременно с выдвижением резервных групп и уплотнением боевых порядков началось массированное минирование и оборудование в инженерном отношении так называемых опасных участков", — объяснил Машовец.
Как считают в ИС, усиление обороны связано с тем, что боевики сами опасаются наступления ВСУ на приморском участке. Конфигурация линии фронта здесь такова, что украинская армия одним ударом могла бы отрезать тонкую "кишку" между позициями ВСУ и российской границей, соединяющую ДНР с морем в районе оккупированного Новоазовска.
В то же время, по мнению военного эксперта Михаила Жирохова, ближайшие недели в зоне ООС все же обещают быть достаточно горячими: "С военной точки зрения у российско-оккупационных войск есть возможности только для локального обострения. Реальные направления — Светлодарская дуга, позиции вдоль Северского Донца в Луганской области. Меньше вероятность, но она есть — в направлении Докучаевска".
Как отмечает Жирохов, причины для эскалации лежат в политической плоскости: "Для российских марионеток только "новыми обстрелами со стороны ВСУ" можно сбить вал социальных проблем в "республиках".
По словам эксперта, локальные стычки могут быть довольно кровопролитными, поскольку "серых зон" на Донбассе почти не осталось и любое боевое столкновение будет проходить на ближних дистанциях.
"Это будет война пехоты и артиллерии — ввиду резкого усиления противотанковых возможностей ВСУ применение бронетехники противником будет достаточно дозированным", — предполагает Жирохов.
- Генштаб: по состоянию на 21 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 727 250 солдат
- Генштаб: по состоянию на 20 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 725 740 солдат
- Генштаб: по состоянию на 19 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 724 050 солдат
- Генштаб: по состоянию на 18 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 722 440 солдат