Сегодня мы понимаем, как сильно влияет цвет на наше восприятие мира. Но еще два столетия назад это не было очевидным. Одним из первых, кто всерьез занялся теорией цвета, был Иоганн Вольфганг Гете. В 1810 году он опубликовал свое «Учение о цвете» — плод нескольких десятилетий упорного труда.
Как ни удивительно, эту работу он ставил выше своих поэтических произведений, полагая, что «хорошие поэты» были до него и будут после, и куда важней то, что он единственный в своем столетии, «кто в труднейшей науке учения о цвете знает правду».
Правда, физики отнеслись к его труду скептически, считая дилетантским. Зато «Учение о цвете» высоко ценили философы, от Артура Шопенгауэра до Людвига Витгенштейна.
По сути, с этой работы берет начало психология цвета.
Гете первый заговорил о том, что «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния», проанализировав это воздействие и как естествоиспытатель, и как поэт.
И хотя за минувшие 200 лет психология и нейронауки далеко продвинулись вперед в изучении этой темы, открытия Гете по-прежнему остаются актуальными и широко используются практиками, например, в полиграфии, живописи, дизайне и арт-терапии.
Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый, желто-красный, и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы, пишет он, создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй — неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете считает нейтральным цветом. Вот как он описывает цвета.